Порт в автономном великом княжестве Финляндском XIX – нач. XX вв.

Южный порт в современном его понимании начал строить­ся в Выборге в 1857 году. К тому времени уже начал функцио­нировать Сайменский канал. Потребность в удобных причалах, складских помещениях и территориях для складирования гру­зов значительно выросла. Очень трудоемкой работой была раз­борка бастионов и куртин Рогатой крепости и Каменного горо­да, которая велась силами лишь самого города. «Всеподдан­нейший отчет» о состоянии Выборгской губернии за 1854 год содержал следующие сведения: «В Выборге продолжались ра­боты по устройству новой довольно обширной набережной из тесанного гранита по юго-восточному берегу Выборгской гава­ни. Работы эти выполняются средствами города без пособия от правительства».

Учитывая транзитную тор­говлю, Выборгский порт зани­мал первое место в Финляндии. Основными предметами выво­за оставались лес и продукция лесопильных заводов.   В  1873 году в Выборге открылся пер­вый в Финляндии яхт-клуб -«Выборгское парусное обще­ство». Существенную прибыль порту приносил и туризм. Круизные суда прибывали по Сай-менскому каналу. Особой известностью пользовался остров на озере Сайса - Пункахарью.

В начале XX века количество торговых судов, посещающих порт, стремительно выросло. Вскоре встала проблема его даль­нейшего развития. Без зимней навигации порт терял «половину своего значения». Закрытый на зиму он создавал неудобства и служил причиной убытков. Из-за отсутствия круглогодичной на­вигации заграничные рынки отказывались от сотрудничества с финскими предпринимателями.

Категория: