«Здесь хранятся вдохновение, нервы и кровь, слезы и пот поколений»
Почти 100 лет назад, на высокой скале, в саду Св. Анны стояла легкая деревянная постройка - ресторан Св. Анны. А справа от ресторана 14 июня 1910 г. состоялось открытие памятника Петру I на месте, откуда Петр Великий 200 лет назад наблюдал за ходом бомбардировки Выборга в Северной войне. На месте ресторана Св. Анны тогда же был заложен и освящен первый камень будущего православного собора для офицеров и солдат Выборгского гарнизона. Строительство собора началось лишь весной 1914 г., так как долго решался вопрос о финансировании работ по сносу объектов, находившихся на территории будущей стройки.
Но вспыхнувшая Первая Мировая война приостановила возведение храма. Далее произошли события 1917 года, повлекшие за собой независимость Финляндии.
Несколько лет стены недостроенного храма возвышались на горе между замком и заливом. В 1932 году было принято решение перестроить недостроенный собор в окружной архив по проекту выборгского архитектора Уно Вернера Ульберга. Прекрасные здания, построенные в Выборге по проектам Ульберга и связавшие имя этого архитектора с именем нашего города, обеспечат долгую память их создателю. Это комплекс зданий на углу проспекта Ленина и Ленинградского проспекта, где теперь расположены Центральный Сбербанк и магазин «Миллениум», бывшая Картинная галерея и школа живописи (Выборгский филиал института «Ленгражданпроект»), здание гостиницы «Выборг» и другие.
Уно Вернер Ульберг родился в Выборге 15 февраля 18791 года. В подушном списке жителей Выборга за 1917 год указан адрес, по которому проживала семья Ульберга: ул. Новой Заставы, д. 7.
С 1898 г. Ульберг учился в Выборгском шведском лицее.
В 1903 г он закончил финское политехническое училище. Во время учебы и до 1906 г. работал в фирмах «Уско Нюстрем», «Петрелиус-Пенттиля» и профессора Г. Нюстрема.
В 1906 году У. Ульберг основал архитектурное бюро в Выборге под названием «Гюльден-Ульберг».
В течение многих лет У. Ульберг являлся членом Выооргс-кой городской думы, состоял на должности главного архитектора города. Его архитектурный талант расцвел именно в нашем городе и ярко проявился при строительстве здания провинциального архива.
Для кладки здания архива и выравнивания земли во дворе были применены кирпичи разобранных стен собора. При строительстве старались не повредить деревья, растущие вокруг. Участки, предусмотренные для газонов, покрывались 30-сантиметровым слоем чернозема, а поверх него 20-сантим_етровым слоем перегноя, затем засеивались газонной травой. Дорожки и двор утрамбовывались и покрывались чистым крупным гравием. Строительство здания архива было закончено в 1933 году. Было создано специальное архивное здание, архитектурно-пространственная композиция которого решалась на основе конкретной функции, включая весь комплекс проблем современного (на 30-е годы) архива Финляндии.
Кроме 5 хранилищ, имеющих 10500 погонных метров стеллажей, в здании находилась квартира директора, жилые комнаты прислуги, переплетная мастерская со специальной печью, служебные комнаты, бильярдная, прачечная, хозяйственный погреб, кладовые для топлива и другие хозяйственные помещения. Здание имело автономную систему инженерного жизнеобеспечения (собственная котельная, система отопления и вентиляции).
Балконные, парадные и лифтовые двери имеют железную конструкцию. Двери, ведущие в хранилища, огнеупорные, с железными рамами, двойными стенками со специальными запорами и воздушными затворами. Полы общественных (фойе, читальный зал) и рабочих помещений, а также покрытие главной парадной лестницы, связывающей все этажи, выполнены из резинового паркета с текстурой под мрамор («резиновый мрамор»)-Деревянная мебель и оборудование хранилищ выполнены по европейским лицензиям. Стеллажи, изготовленные из сосны, просушенной полтора года, пропитаны специальными антипиреновыми составами, обеспечивающими несгораемость деревянных конструкций. Плоская кровля, выполненная с применением гидроизоляции на основе рольного свинца по английской лицензии, использовалась в качестве террасы, с которой открывался прекрасный вид на город.
В общих и частных архитектурных решениях прослеживаются принципы функциональной современной европейской архитектуры. Хотя архитектор работал в жестких условиях существующего симметричного фундамента бывшего собора, сооружение имеет яркий индивидуальный образ с чертами функционализма, сохраняя настроение финского традиционного романтизма.
Поставленное на живописной скале здание великолепно вписалось в градостроительную ситуацию, став важным элементом морской панорамы Выборга, органично соседствуя с находящимся за проливом средневековым замком. Может быть, то обстоятельство, что архив стоит на святом месте, спасло его здание во время войн. Он почти не пострадал и не подвергался серьезным реконструкциям и капитальным ремонтам в последующие годы. Здесь почти все в первозданном виде.
С момента создания и поныне архив служит своему прямому назначению. Сейчас в здании размещается Ленинградский Областной государственный архив г. Выборга. Здесь хранятся документы бывшего Выборгского провинциального архива Финляндии: учреждений, обществ, общин, частных предприятий, фирм Выборгской, Куопиской и Миккельской губерний. В их числе документы местных органов государственного управления, суда и юстиции, военных учреждений и общественно-политических организаций, а также фонды по всем отраслям хозяйства, народного образования, здравоохранения, религиозного культа. Это 139,3 тыс. дел за 1653-1944 гг., основная часть которых на старо-шведском, шведском и финском языках. Документальная история Ленинградской области составляет свыше 1 млн. дел за 1927-1993 гг.
Значительный объем архивных документов, их большое разнообразие и широкий хронологический диапазон позволяют раскрыть состояние и развитие экономики, особенно в области сельского хозяйства, народного образования, здравоохранения на всей территории Ленинградской области, а по некоторым отраслям и по Ленинграду.
Сегодня создались условия для нового понимания архива. По словам руководителя Федеральной архивной службы России В.П. Козлова «Архив становится частью информационных ресурсов и информационной системой». Подобно гимну, гербу, флагу государства архивы являются символами государственности. Здесь хранятся застывшие немым укором вдохновение, нервы и кровь, слезы и пот поколений. Память о нашем государстве должна сохраниться... Историк-архивист, имеющий дело с прошлым каждодневно, должен быть как никто из граждан оптимистом. Потому он лучше, чем кто-либо знает, как говорил великий российский историк Н.М. Карамзин: «В прошлом бывали времена похуже нынешних, а в будущем может быть не лучше, чем сегодня».
Автор: Давыдова Я.А.