Выборг и море

Выборг и море

«Мое мнение такое, что без моря вообще не стоит жить на свете»
Леонид Андреев

О сновная часть Выборга раскинулась на небольшом полу­острове и нескольких мелких островах. Их омывают с северо-востока воды бухты Защитной, с юго-запада - Вы­боргский залив, которые соединяются между собой проливами. Крепостной пролив напоминает нам о тех далеких временах, когда полноводная Вуокса своим западным рукавом впадала в финский залив, другим рукавом изливаясь в озеро Нево (Ла­дожское), обеспечивая, таким образом, связь между Балтикой и Ладогой. По Вуоксинской водной системе проходил тогда один из вариантов знаменитого торгового пути «из варяг в греки».

Выборг с момента основания был морским торговым горо­дом. В его гаванях всегда толпились многочисленные суда. Сей­час в это трудно поверить - в Выборгском порту свободно. Лишь дружный ряд гидрографических катеров у Смоляного мыса, да иностранные круизные суда в навигационный период придают морской колорит современному городу.

Помечтать о том, каким оживленным может быть Выборг в сфере водных коммуникаций, нам поможет информация о том, каким он был. Заглянем в «Путеводитель по Финляндии» под редакцией Карелина, 1914 год. Во-первых, добраться до Выборга из Санкт-Петербурга можно было морским путем. Небольшие пароходы с каютами, крытой палубой и столовой отходили «обык­новенно в пятом часу дня, три-четыре раза в неделю». По отходе от Петербургской пристани пароход из Невы отправлялся Морс­ким каналом до Кронштадта. По южному берегу виднелись Пе­тергоф и Ораниенбаум. Миновав остров Котлин с крепостью Крон­штадт, пароход выходил в открытое море и брал курс к Бьерке (Приморску), где часто имели стоянку Императорские яхты во время морских прогулок Высочайших особ. Отсюда пароход сле­довал к Выборгу.

В Выборге пароходная пристань для больших судов, совер­шавших рейсы между большими портовыми городами, нахо­дилась в Южной гавани, там, где сейчас располагается терри­тория Выборгского морского торгового порта. Меньшие паро­ходы приставали к дамбе вдоль Абоского (ныне Крепостного) моста. В Северной гавани залива Салакалахти, вдоль современ­ной   набережной  40-летия   ВЛКСМ,   находились   пристани пароходов, поддерживавших сообщение с населенными пун­ктами вдоль Сайменского ка­нала. Против здания рынка имели стоянку парусные и гребные суда. Маленькие па­роходики, отходившие от Тор­говой площади каждые полча­са, совершали рейсы между го­родом и дачными местами: на Папулу, в Пикирукки, Хиекка (последние два объединены в Выборгский поселок) и на Мюллисаари (остров, где сей­час располагается Станция Юных Натуралистов). Сто­имость проезда составляла от 5 до 10 пенни, что и по ны­нешним меркам весьма не до­рого - всего 25-50 копеек. Ин­тересно, что зимой в этой час­ти залива, примыкавшей к Торговой площади, устраивали го­родской каток. Набережная, идущая с другой стороны вдоль улицы Южного вала, была занята «различными строениями со складами грузов». С этой набережной отправлялись пароходы во Фридрихсгам (Хамину), Котку, Ловизу, Гельсингфорс (Хель­синки), Ганге и Або (Турку).
С Южного вала открывался прекрасный вид на залив с его многочисленными островками. По заливу взад и вперед снова­ли пароходы, яхты, лодки и финские лайбы.
У самого замка находилось место стоянки пароходов, на­правлявшихся в Тронгзунд (ныне Высоцк) - пять рейсов в сутки в каждую сторону.

«Из наиболее красивых окрестностей, которые заслуживают внимания» туристам начала XX века рекомендовалось посетить «известный парк Монрепо, принадлежащий барону Николаи». Добраться до него тоже можно было, «доехав сперва на парохо­де от Торговой площади до Пикирукк, а затем пройдя по дороге до ворот парка». От той же пристани у Торговой площади, как мы уже упоминали, ходили «миниатюрные пароходы» на Папу­лу, где в парке на вершине довольно высокой скалы, покрытой сосновым лесом, была устроена металлическая башня, «откуда можно часами любоваться восхитительным видом на город, за­лив и мелкие ближайшие острова, утопающие в зелени сосново­го леса». Туристу, располагающему «лишними десятью или две­надцатью часами времени», рекомендовалось поехать в Иматру, на водопад,  или в Вильмастранд (Лаппеенранту)  и «предпочесть» водный путь, чтобы «избегнуть утомительной поездки в дилижансе». «Никакими словами и красками не передать всю дивную поэзию и прелесть этих глубоких, чистых зеркальных вод и угрюмо задумчивого, вечно зеленого леса». Живописность этого маршрута невозможно было переоценить - восхитительные виды «из сочетания воды, сосны и гранита» сопровождали пу­тешественника на каждом шагу. Длилось путешествие 12-14 ча­сов, а стоимость поездки составляла 4-9-12 марок (приблизи­тельно 20-45-60 рублей сегодня). Поддерживалось сообщение пароходами разных обществ, причем лучшими по чистоте и удоб­ству считались пароходы «Выборгского акционерного общества». В 1914 году в Выборге «на улицах везде наблюдалась чистота», «всюду была видна особая заботливость, прилагаемая к благоус­тройству этого уютного и спокойного уголка». Можно добавить, что и «общее впечатление, производимое этим небольшим горо­дом на посетителя, следовало признать благоприятным». Так было в начале XX века. Так будет?