Карельский перешеек – Выборг

Венец
Карельского
перешейка
Где ни взглянешь, -
всюду камни.
Только камни
да сосна...
Отчего же
так близка мне
Эта бедная страна?


Отчего (продолжаем наби­рать поэтические строки) «эти мшистые громады сердце тя­нут как магнит»? Отчего сер­дце не может успокоиться и трепетно бьется, когда «сно­ва море, снова скалы...   Вол­ны быстро нижут кольца. Кольца рдяного заката...»? Отчего вновь и вновь хочется вернуться в почти сказочный город, расположенный в той стороне нашей Родины, «где стынет Скандинавия, как тень»?


Очевидно, особой притягательностью обладает Выборг -1венец Карельского перешейка, небольшой, очень уютный и древний город. Правда, из 29 городов современной Ленин­градской области Выборг - не самый старый. В 2003 году ему исполнится всего 710 лет, но это настоящий европейский «камен­ный» город, не похожий ни на один другой.

Возникший в 1293 году как результат крестового похода швед­ских рыцарей «в земли язычников», на 417 лет Выборг стал поис­тине «Святой крепостью» (Wi - «святой», borg - «город, крепость» в переводе с древне-шведского языка), ибо никто из смертных -ни великие князья новгородские, ни государи русские (Иван III, Иван Грозный и пр.) не могли овладеть этой твердыней. Только гений Петра Великого смог осенить крылами своими эти обшир­ные земли и присоединить их к государству российскому. Офици­альная передача земель состоялась в 1721 году в Ништадте. При заключении мирного договора шведы отстаивали Выборг, как мог­ли, называя его «ключом Финляндии», ибо понимали, что «если он останется за Россиею, то вся Финляндия всегда будет в воле Царского Величества».

До 1917 года Выборг и Карельский перешеек яркими изум­рудами блистали в короне Российской империи, представляя собою северный парадиз, олицетворяя «иностранщину и швед­ский уют», являясь своеобразной домашней заграницей. Для многих русских Финляндия тогда была любимой страной, «где все женщины безукоризненные прачки, а все извозчики похожи
на сенаторов».

Впрочем, по-настоящему финским Выборг стал с 1918 года, после получения Финляндией независимости.  Бывший «печат­ный цех революции» - Выборг в составе Финляндской Респуб­лики превратился в крупнейший экономический, финансовый и культурный центр молодой европейской страны. Расположение города на берегу моря давало ему те же преимущества, что и Хельсинки, Котка и Турку. Однако Выборг имел также широкие возможности навигации по внутренним водам, благодаря вод­ной системе Сайма. Знаменитый Сайменский канал, неповтори­мый своей живописностью,  и в настоящее время не потерял своего экономического значения и привлекательности для путе­шественников. Всего 25 лет   длился финский период истории Выборга, оставивший прекрасные памятники архитектуры, со­ставляющие и поныне мировую славу города.  К числу после­дних, например, относится   библиотека Алвара Аалто - памят­ник функционализма,  внесенный в   «Перечень объектов исто­рического и  культурного наследия федерального значения»  и «Список 100 памятников, которым грозит наибольшая опасность в 2000  году»,  составленный  Всемирным  фондом сохранения памятников.

Вообще, каждая эпоха запечатлела в облике города свои яркие черты. Романтические устремления первой трети XIX века отразились в «идеальном северном саду» барона Людвига Ни­колаи, воспитателя Павла I, президента Российской Академии наук. Государственный Историко-Архитектурный и Природный музей-заповедник «Парк Монрепо», как сейчас называют это место, до сих пор пленяет путешественников при­родной красотой, одухотворенной деликатным «вмешательством    человека».

Период буржуазного ста­новления и поисков нацио­нальной идеи (во второй по­ловине XIX века) нашел свое воплощение в самой градооб­разующей композиции Выбор­га, в дендрологическом пар­ке, протянувшемся вдоль глав­ной городской улицы и вмес­тившем в себя образы кале-вальских героев, в богатом декоре зданий банков и тор­говых домов городского цен­тра.

Социалистическое прошлое Выборга «живет» на Красной площади в гигантском памят­нике вождю мирового проле­тариата, а также в Доме-музее
В.И. Ленина на улице Рубежной. В этом маленьком музее Время действительно остановило свой бег, так как с момента основа­ния в 1958 году там ничего не изменилось. Идеологические по­громы перестроечных лет, к счастью, обошли стороной этот дом, оставив нам «слепок эпохи» в чистом, без примесей, виде.
 
Более 300 памятников истории и культуры, расположенных в небольшом по площади го­роде, свидетельствуют о том, что в Выборге есть что посмот­реть.
И, безусловно, главной до­стопримечательностью города, его визитной карточкой, незаб­венным образом является ис­полинский Выборгский замок. Давший начало городу замок стал его настоящим сердцем, в котором бурным ключом бьет жизнь. В музейных залах, разместившихся в замковых покоях, не смолкают детские голоса, в гулких закоулках пря­чутся эхо и привидения, в кла­довых хранятся музейные со­кровища. По крайней мере, раз в году жарким летом Вре­мя      в      замке      начинает течь вспять, увлекая всех, кому повезет оказаться в Замковом дво­ре в нужный час, в глубины Средневековья. Международный во­енно-исторический фестиваль, проводимый ежегодно, собирает участников («викингов», «русских витязей», «ливонцев», «тевтон­цев» , «меченосцев» и прочих доблестных воинов со всей России и зарубежья) на Рыцарские турниры и научные конференции. Яр­костью красок, блеском доспехов, звоном оружия, мужеством ге­роев очаровывается любой зритель, ставший свидетелем «эпохаль­ных» сражений.

«Старый воин», замок не чуждается и светских увеселений -джазовый фестиваль «Серенады Выборгского замка» набирает силу, привлекая все больше ценителей этого музыкального жанра. Звезды отечественного джаза Олег Кувайцев, Геннадий Гольштейн, джазовые коллективы России, Финляндии, Шве­ции, Дании играют на площадках Выборгского замка, пред­ставляемые ведущим джаз-теоретиком Владимиром Фейертагом.

Поклонников более радикальных музыкальных течений со­бирает рок-фестиваль «Ночной вояж на Замковом острове», организаторы которого упорно и весьма успешно взбираются на «Выборгский олимп», ведя за собой тысячные толпы тиней­джеров и умудряясь не нарушать при этом общественный поря­док.

«Фестивалем фестивалей» в Выборге, по единодушному решению горожан, является «Окно в Европу» - фестиваль Оте­чественного кино, проходящий обычно в августе. История оте­чественного киноискусства неразрывно связана с нашим горо­дом и его живописными окрестностями. Достаточно вспомнить фильмы «И на камнях растут деревья», «Учитель пения», «Жизнь Клима Самгина», «Россия молодая», «Замок», «Русский бунт». Идеальной съемочной площадкой является Выборгский замок -единственный на сегодняшний день в России памятник запад­ноевропейского средневекового оборонного зодчества. Не слу­чайно Церемония закрытия кинофестиваля «Окно в Европу» и приятная процедура вручения премий и призов происходит имен­но в Замке, в кольце его древних стен, каждый камень которых «историей дышит».

«В Выборге никогда не знаешь, на каком языке следует обра­щаться к незнакомому человеку», - писал современник в 1846 году. И до сих пор для Выборга характерно это своеобразное смешение культур и языков, ибо поток иностранных и отечественных туристов увеличивается с каждым годом.
Магнетическое обаяние Выборга вечно, как море, омываю­щее его берега, и незыблемо, как камень, слагающий его сте­ны. Трепетное сердце города бьется во Времени, да будет тело Его прекрасно...

Автор: Волкова Л.Г.