Конфессиональная жизнь Выборга

История и современность

В настоящее время много говорится о необхо­димости новой национальной идеи. Суще­ственным компонентом такой идеи зачастую выдвигают религию. Но религия способна не только консолидировать, но и разобщить современное об­щество. В этом вопросе требуется осторожность, а также серьезное изучение темы конфессиональных отношений. Наметить пути дальнейшего развития ре­лигиозной сферы жизни мы можем, только проана­лизировав факты из прошлого, и Выборг - в этом смысле - предоставляет нам богатый материал.
Во-первых, Выборг, как и любой западный город, берущий начало в средневековье, в XVI в. прошел через период Рефор­мации. Это город, который долгое время был как католичес­ким, так и протестантским. В истории реформации Финляндии Выборг занимает исключительное место, так как именно здесь провел свое детство Микаэль Агрикола, «финский Лютер», пе­реведший Библию на финский язык. Во-вторых, Выборг нахо­дится на территории, где происходил диалог культур различ­ных народов. Город принадлежал и шведам, и русским, и фин­нам. Все это отражалось на религиозной жизни Выборга. Кон­фессиональная направленность определялась теми, кому го­род принадлежал в данный момент. С XIII по XVI век город был католическим. В этот период Выборг находится под швед­ским господством. Затем в XVIII веке город переходит к рус­ским и, соответственно, вместе с русскими сюда приходит пра­вославие.
В 1811 году Выборг входит в состав Великого автономного княжества Финляндского, и конфессиональная направленность опять становится протестантской. Интересно, как смена конфес­сиональных акцентов нашла отражение в истории храмовой ар­хитектуры Выборга. Власти предпочитали вместо строительства новых церквей использовать здания, принадлежавшие ранее дру­гой конфессии. Так здание бывшего кафедрального собора Вы­борга за историю своего существования было и католическим костелом, и зернохранилищем, и лютеранской церковью; затем в нем размещалась православная церковь, затем снова лютеранская.   Схожую  картину можно  наблюдать   и  с  церковью доминиканского монас­тыря. Пожалуй, только в Вы­борге можно найти храмовые постройки, которые использо­вались в свое время и право­славными, и католиками, и протестантами, то есть всеми основными направлениями христианства. И в этом, несом­ненно, заключается уникаль­ность храмовой архитектуры Выборга.

На примере храмовых по­строек можно увидеть, какими сложными были отношения между конфессиями. Каждая конфессия стремилась дока­зать, что только она обладает полнотой истины. Порой это стремление переходило во вражду, направленную на ина­комыслящих. Так, например, в XVI в. с приходом в Выборг Ре­формации католические постройки решено было разобрать и использовать как строительный материал (затем все же склони­лись к тому, чтобы использовать их под склады и зернохрани­лища). Церкви, используемые как подсобные помещения, - не напоминает ли нам это недавнее время засилья атеизма? Как видим, в истории нет ничего нового.
До начала Второй Мировой войны в городе существовали как православная, так и лютеранская епархии, во главе с епис­копами. Естественно, что каждая из церквей рассматривала Вы­борг именно как свое миссионерское поле. В 1801 году возобно­вил свою деятельность католический приход, получивший на­звание костела Св. Гиацинта. Кроме лютеранской, православ­ной и католической общин в Выборге действовала еврейская синагога и община евангельских христиан. На деятельности пос­ледних стоит остановиться подробнее.
История евангельских христиан в Выборге неразрывно свя­зана с именем Пауля Николаи, владельца усадьбы Монрепо. Благодаря поддержке Николаи был построен Молитвенный дом, который сохранился до наших дней. Николаи являлся основате­лем христианского студенческого движения. В Монрепо часто проводились христианские студенческие съезды. Следует отме­тить, что Николаи в своем служении придерживался межкон­фессионального подхода, стремясь сблизить представителей всех христианских конфессий.

Кризис коммунистической идеологии привел к тому, что в нашей стране вновь стал возрождаться интерес к религи­озным вопросам. Произошедшие изменения отразились и на конфессиональной ситуации в Выборге. Возросло число прихожан в православном Спасо-Преображенском соборе. Лю­теранский собор Петра и Павла и молитвенный дом, построен­ный Николаи, вновь стали действовать как приходы. Было пост­роено здание баптистской «Церкви на скале». Появилось свое здание и у пятидесятнической общины. Множество харизмати­ческих церквей собираются в домах культуры и других помеще­ниях. Интересно, что если в советское время из церквей делали ДК, то теперь сами церкви используют ДК для богослужений! Кроме христианских конфессий в Выборге действуют также Мормоны и Свидетели Иеговы. Мормоны построили собствен­ную церковь, а Свидетели Иеговы приобрели здание бывшей шведской торговой гильдии. Не так давно в Выборге появилась община катакомбных христиан, разместившаяся в Башне Рату­ши. Они не подчиняются московской патриархии, но по своему вероучению близки к православию. В Выборге есть и католики, но, не имея собственного здания, они собираются на дому. В городе, который когда-то был оплотом католицизма, теперь нет ни одной католической церкви!
Из истории Выборга можно сделать вывод, что это поли­конфессиональный город. Трудно определить, какая из конфес­сий может претендовать здесь на главенствующее положение. В такой обстановке главными качествами становятся толерантность и способность к диалогу. Тут можно отметить дружественные отношения лютеранского собора Петра и Павла и православно­го Спасо-Преображенского собора. В Выборге действует хрис­тианский центр, на базе которого происходит взаимодействие протестантских церквей Выборга. В настоящее время в Выборге действуют, по крайней мере, 16 общин, из которых 2 право­славных, 1 лютеранская, 1 катакомбных христиан, 1 свидетелей Иеговы, 1 мормонов и 10 церквей евангельского направления. Из интервью с верующими мы выяснили, что в Выборге суще­ствует около 30 общин, но данных по оставшимся 14 нам найти не удалось.
Тема конфессиональной жизни Выборга является в настоя­щий момент малоизученной. Например, почти ничего не извес­тно о судьбе еврейской общины и общины католиков. Нуждает­ся в серьезном социологическом исследовании и современная ситуация. Сколько в Выборге православных, сколько лютеран и представителей других конфессий? Какое место занимают церк­ви в жизни современного Выборга и каковы тенденции их раз­вития? На эти вопросы еще только предстоит ответить.

Автор: Суховский А.В.

Категория: