Выборг – загадка для историков

Выборг относится к тем городам, насыщенная история которых складывалась при участии разных народов – карельского, шведского, русского, немецкого, финского и др.   Естественно, что многие события   различно оцениваются отечественными и зарубежными историками, по–разному расставляются те или иные акценты.

Уже сама дата основания Выборга неоднозначна, как, впрочем, и местонахождение «старого» города, не говоря уже о значении слова «Wiiborg» в переводе на русский язык. Рассмотрим три позиции: «год основания», «местоположение», «название» по порядку.

Год основания Выборга

В некоторых старых книгах, например, в «Военной энциклопедии» Сытина 1912 года издания и в более ранних, в частности, в журнале «Исторический вестник», т. XXII, 1885 г. в статье господина Божеринова «Выборгская старина» находим следующее: «Выборг основан в 1118 году, при короле Эрике Эдуардсоне и был важным городом в Карелии, или Кириаландии. В 1293 году он был обращен Торкелем Кнутссоном в крепость, что и дало шведам возможность утвердиться в этой части Финляндии. Мирные жители древней столицы Карелии, Суоме–Линна, как прежде назывался Выборг, никогда не видавшие таких твердынь, какова была вновь сооруженная крепость с замком, приписали сверхестественной силе быстрое построение его, и в народе существует до сих пор сказание, что горный исполин, помогавший зодчему, увлек его потом за оказанную услугу в преисподнее царство». Как отмечал исследователь Выборга археолог Вячеслав Тюленев «возникновение подобных, немотивированных легенд в исторической науке , дело обычное, а в ситуации со «Старым Выборгом» вольная трактовка скупых документальных сведений почти неизбежна».

 

В интересном архивном документе «Топографическом описании Выборгского наместничества», «сочиненном в 1786 году», «об основании сего города и первых обитателях оного» встречаем еще большую путаницу, в которой автор «сочинения» (весьма невнимательный сам) пытается разобраться, и пишет следующее:

«По завоевании Корелии шведским  имперским настоятелем Торкелем Кнутссоном в 1692 году (?, явная «опечатка») во время малолетства шведского короля Биргера, заложен был в следующем году означенным настоятелем замок Выборгской.  Вскоре потом, как кажется, заложен и город, сначала на северной стороне замка   расстоянием на полверсты российские, в том самом месте, которое позднее Старым Выборгом называется...» Далее автор документа подвергает сомнению год основания города, ссылаясь на то, что в «некоторых изданных в свет сочинениях полагают начало сего города гораздо древнее, основываясь на некой от 1103 года грамоте, по сим которой   получил он право городское...» Обращаясь к подлиннику «грамоты, хранимой в здешнем магистратском архиве, то как в начале так и в числе города оказывается разность», причем, «хотя на обороте   сей грамоты    и выставлен 1103 год, однако же по разности чернил видно, что вторая единица переправлена и что тут стояло прежде «4»...»

Оставив пока в стороне почти детективную историю с датами, в которых автор «сочинения» в конце концов разобрался, утвердившись на 1293 году основания замка, обратим внимание на то, что момент закладки замка и возникновение города у его стен разделяются. С чего же «начинается» город? Вот это и есть тот самый спорный вопрос, поиском ответа на который и поныне занимаются  люди неравнодушные.

В русской исторической традиции проблема датировки основания города решается достаточно компромиссно: датой считается год, под которым данное поселение впервые упоминается в Новгородских летописях или других письменных источниках. С этой точки зрения Выборг был основан именно в 1293 году согласно предложению «В лето 6801. Пришедше Свея и поставиша город на Корельской земли». Чтобы перевести указанную дату в современное летоисчисление надо отнять 5508 лет,   получаем:  6801–5508=1293 (г.). Но в шведской исторической науке, согласно европейской традиции, ситуация иная. Возникновение замка не всегда свидетельствовало о начале городской истории. Случалось и наоборот Крупнейший отечественный специалист по шведской истории Аделаида Сванидзе говорит о том, что чаще всего сначала возникали торговые местечки, куда на ярмарки приезжали и иностранные   купцы.    Обычно   в этих «местечках» издавна находились центры религиозного культа, народного ополчения – ледунга и т.д.   Начиная  с XIII   века  в этих же центрах или  поблизости от них строились крепости (замки). В ряде случаев постройка замка около уже функционирующего торгового местечка стимулировала его превращение в город. Так, например, было со Стокгольмом, Кальмаром, Нючепингом и др.

Иногда же все складывалось иначе: около некоторых крепостей, главным образом пограничных, развивались ремесленно–торговые поселения, переросшие в последствии в город. Выборг в этом смысле, по мнению ученого, типичный пример. Кроме того, шведская государственность и общественное устройство с незапамятных времен были формализованы и «уложены» в различные своды законов и актов. В течение XIII– XIV столетий появились два законодательных свода, содержащих предписания по поводу городской жизни. В них строго оговаривалось где, когда, кому и чем конкретно можно было торговать, в каких местах и каких образом следовало осуществлять нотариальные сделки, кому и как уплачивать пошлины и т.д. Кроме того и сами города всячески боролись за свои привилегии, что привело в конечном счете к складыванию в середине XV в. феодальной иерархии городов. Низшую ступень занимали города с правом местной торговли. Вторую группу составляли «внутренние», или «верхние» города, которые независимо от наличия или отсутствия в них гавани могли торговать только внутри страны. Затем шли «внешние» или «морские» города, которые имели право пассивной внешней торговли, то есть приема и выпуска иностранных судов. Такие города позднее стали называться стапельными*. Роль города как центра внутреннего, прежде всего местного рынка, особо выпукло выступает в жалованных грамотах отдельных городам. С раздачи грамот городам начиналось правление почти каждого нового государя или регента. Пятнадцатилетний герцог Померании Эрик в 1397 году был титулован королем Дании, Норвегии и Швеции. Через шесть лет, в 1403 году, пребывая в Выборге, он хорошо понял то значение, которое имели города для развития всей державы и, в частности, рассмотрел в Выборге (хотя бы теоретически) возможного конкурента Таллинну в торговле с русскими. Поэтому 19 августа 1403 года король торжественно предоставил Выборгу грамоту с привилегиями, которые соответствовали городской грамоте города Упсалы. Город отныне обладал самоуправлением – выборными бургомистрами и советниками, которые имели законодательные, административно–исполнительные, фискальные и судебные функции. В первую очередь, регламентировались торговые отношения. Номенклатура товаров, порядок оформления, место и время сделок, правомочия сторон, организация обмена и надзора за ним, условия сделок в городе и вне его, между всеми группами местного населения    и    с    приезжими    купцами,    положение   торговцев–чужаков, правила эксплуатации транспорта и иных средств торговли, количество и размер пошлин и т.д. Из существенного в грамоте было прежде всего отделение   города от административной власти фогта и других служащих замка, то есть получение некоторой самостоятельности. Для Выборга, как и для других средневековых городов, это было важно, так как в то время (как, впрочем, и сейчас) должностные лица не всегда понимали, где заканчивается их

собственный круг полномочий, и где начинаются «городские свободы».

Правда, с официальным признанием городских привилегий Выборга, Эрик Померанский все же припоздал, так как Выборг фигурировал уже в качестве города в документах от 1387 года, и даже раньше, в 1336году. Но учитывая тотальную законопослушность шведов, факт официального признания городского статуса должен был иметь место в выборгской истории, что и случилось в 1403 году.

Таким образом, между событиями «положения первого камня в основание Выборгского замка» (1293 г.) и признания торго–зо–ремесленного поселения под его стенами городом (1403г.) прошло ровно 110 лет, поэтому один юбилей города всегда неразрывно будет связан с другим. Трудно спорить с тем, что наш город «начинался» с замка. Просто «де юре» и «де факто» разошлись в историческом времени и пространстве, что часто бывает, не правда ли? И, кстати говоря, вторая часть названия «borg»   – «город»  деревням не дается.

Местоположение города Выборг

В земли язычников двинулись шведы. Трудности ждали их, раны и беды. Дрались язычники, что было сил. Тех, кто в поход шел, конунг просил. Крепость построить чтоб постарались Там, где чужие леса простирались И где кончалась Христова земля... ...Выборг – та крепость лежит на востоке...

(«Хроника Эрика», XIV век)

Где «лежит» шведский Выборг понятно, а вот вопрос о существовании на месте   города дошведского (то есть до 1293 г.) поселения коренных жителей – карел в исторической литературе был поднят давно. «Путаницу» в исследования ученых внесли   карты XVI века и записи в замковых документах, согласно которым вблизи нынешнего парка Монрепо показано, а затем и названо место, обозначенное как «Старый Выборг». Слово «старый» применительно к XVI веку было понято как «дошведский». Кроме того, данные топонимики свидетельствуют о том, что Замковым долгое время назывался не тот остров, где сейчас располагается Выборгский замок, а соседний с ним большой остров, известный ныне как Твердыш, и где  как раз находится усадьба Монрепо. Можно объяснить это название тем, что остров принадлежал Замку – там, кстати, размещались его хозяйственные постройки. А можно    подумать и иначе. Ведь даже А. Сванидзе, к исследованиям которой мы уже обращались, пишет о том, что на месте Выборга был древний перевалочный и пошлинный пункт, откуда шел торговый путь к внутренним водам и ладожским коммуникациям. Где был этот пункт? Как он выглядел? Ведь и викинги, и карелы умели строить укрепления из камня и дерева. Вероятно, все же, время ответа на основополагающие вопросы выборгской истории еще не пришло, или только наступает. Ведь до недавнего времени даже фундаментальная наука в нашем государстве была пропитана идеологией, «зашорена» политическими установками. Далеко не все ученые «смели свое суждение иметь». А вопрос с Выборгом – пограничным городом, не мог не быть политическим. Археолог Вячеслав Тюленев по результатам раскопок 1980–х годов   «уверенно говорит» только о карельском деревянном укреплении на Замковом (по современному названию) острове, к которому в 1293 году причалили шведские корабли с отрядом крестоносцев. Правда, учитывая особенность карельского и финского народов жить хуторскими хозяйствами, Вячеслав Тюленев   компромиссно заявляет, что «Старый Выборг» мог представлять из себя   совокупность хуторов, разбросанных на некотором расстоянии от укрепленного острова  в тех местах, где позднее вырос город. В доказательство этого он приводит места   археологических находок карельского периода, например, в районе руин бывшего Кафедрального собора.

Большой интерес у современных археологов вызывает остров Мюллисаари (Мельничный) – может быть «Старый Выборг» был   и там?

В заключение этой части наших заметок остается только выразить надежду на освобождение науки от идеологии, на плодотворное международное научное сотрудничество, результатом которого будут убедительные выводы – ответы на наши вопросы.

О названии

«Обостренно чувствительное отношение    к Выборгу и его непростой истории» характерно и в вопросе толкования   самого названия города. Обычай писать и толковать название «Выборг» по–разному зависел и зависит, конечно же, от того, кто правит городом, какой язык является официальным. На картах, которые являются международным средством коммуникации, написание названия нашего города чрезвычайно разнообразно: Уйбуркум, Вибургум, Вийборг, Викборг, Вибогордштадх, Выбурх, Выборг, Виипури. В летописи   новгородские дружины   «в лето 6830...» шли к   «Выбору, городу немецьскому».  Как отмечают современные исследователи, о происхождении названия Выборг нигде прямо не говорится. Слово это может означать и «святую крепость», и «поселение у залива», а может быть, оно образовано от имени легендарного героя Виипунена, жившего в незапамятные времена в наших краях, или от русского слова «выбор,  выбирать». А может быть, это и «крепость в краю,  где разводят скот» . В связи с первым упоминанием названия Выборг в историческом документе – письме шведского короля Бир–гера в Любек (1295 г.), где говорится   о возведении замка «во имя Всевышнего и пресвятой Девы», значение «святая крепость» представляется наиболее близким к истине. Тем более, что возведение Выборга стало результатом не просто военной операции, а   крестового похода. Этот вариант   является и наиболее

распространенным.

Казалось бы, что еще нового можно добавить в эту историю с названиями?

Представьте себе наше удивление, когда после передачи по «Радио России» сюжета по выборгской истории, в редакции раздался звонок возмущенной радиослушательницы. Причиной ее эмоционального всплеска послужил рассказ о слове «Выборг» и вариантах его значений. Филолог Инна Резникова, активная радиослушательница, позвонившая и нам в замок–музей, передала свою книгу «Первый визит» (Спб, 1996 г.), в которой подробно изложена ее версия. Приводим ее с небольшими сокращениями:

« – О, а что значит Viipuuri?

– Это весьма любопытное название. Оно сберегло память об одном из интереснейших обычаев, зародившихся еще в эпоху переселения викингов. Vii – имя языческого бога. Хотя викинги были «людьми воды», но они не менее преданно относились и к своему любимому дому на берегу. А этот самый Vii сочетал в себе много доброго и просто необходимого для каждого из них. Vii – и верный страж домашнего благополучия, и дух береговой удачи, и символ неиссякающего счастья на берегу. Лик этого божества когда–то считался непременным талисманом каждого дома. Запечатленный в двух одинаковых образах, он красовался на обеих сторонах сидения главы рода и долгие зимние месяцы, когда тот находился дома, надежно охранял его от бед. Обычно викинги были очень внимательны к богам – и к своим , и к чужим. Не было случая, чтобы при подходе к неведомой земле они не прятали бы изображения своих богов, дабы не обидеть других, тех, что жили на этом незнакомом берегу. А вот с Vii дело обстояло иначе. Этого бога они брали с собой лишь в случае переселения на новую землю. С берега они опускали доску с его изображением. Там, где волна выбрасывала ее на берег, и суждено было встать новому дому. И опять занимали свои места, защищая благополучие, почерневшие от времени и великих забот доски с изображениями неизменного хранителя домашнего очага берегового счастья... Viipuuri–Linna – это прибрежная крепость под покровительством бога благополучия. Шведы назвали ее Выборгом, вложив в это слово абсолютно то же значение.» Вот такая версия

Заключение

«...Я   описал здесь все, не стесняясь. Кто же не слышал об этом ни разу, Пусть со вниманьем следит за рассказом. Слова подберу я, которые краше...»

(«Хроника Эрика», XIV век)

Тайна «Старого Выборга» остается неразгаданной. А все потому, что это – город–перекресток. Есть в языке любого народа на редкость емкие понятия, включающие в себя многие смыслы. «Перекресток» – одна из них. Применительно к Выборгу это слово наполняется поистине неисчерпаемой глубиной. Возникший на перекрестке религий и торговых путей, Выборг со временем стал своеобразным перекрестком национальных культур – карельской, шведской, финской, русской, немецкой, а в контексте наших заметок – перекрестком мнений.

 

Автор: Л.Г. Волкова

При подготовке статьи

использованы  материалы

А.А. Смирнова и Л.В. Петровой – сотрудников ГМВЗ