Южный порт в современном его понимании начал строиться в Выборге в 1857 году. К тому времени уже начал функционировать Сайменский канал. Потребность в удобных причалах, складских помещениях и территориях для складирования грузов значительно выросла. Очень трудоемкой работой была разборка бастионов и куртин Рогатой крепости и Каменного города, которая велась силами лишь самого города. «Всеподданнейший отчет» о состоянии Выборгской губернии за 1854 год содержал следующие сведения: «В Выборге продолжались работы по устройству новой довольно обширной набережной из тесанного гранита по юго-восточному берегу Выборгской гавани. Работы эти выполняются средствами города без пособия от правительства».
Учитывая транзитную торговлю, Выборгский порт занимал первое место в Финляндии. Основными предметами вывоза оставались лес и продукция лесопильных заводов. В 1873 году в Выборге открылся первый в Финляндии яхт-клуб -«Выборгское парусное общество». Существенную прибыль порту приносил и туризм. Круизные суда прибывали по Сай-менскому каналу. Особой известностью пользовался остров на озере Сайса - Пункахарью.
В начале XX века количество торговых судов, посещающих порт, стремительно выросло. Вскоре встала проблема его дальнейшего развития. Без зимней навигации порт терял «половину своего значения». Закрытый на зиму он создавал неудобства и служил причиной убытков. Из-за отсутствия круглогодичной навигации заграничные рынки отказывались от сотрудничества с финскими предпринимателями.