Выборг в составе Финляндии

Последняя русско-шведская война (1808—1809) решила судьбу Финляндии: более шести веков яв­лявшаяся провинцией Швеции, она была присоеди­нена к России как особое великое княжество, с осо­бой конституцией и с самостоятельным сеймом.

В основу политики царизма в отношении Фин­ляндии легли тогда главным образом стратегические соображения. В. И. Ленин указывал, что Александр I решил признать и утвердить финляндскую консти­туцию, «желая привлечь на свою сторону финлянд­цев, бывших подданных шведского короля».

Ту же цель преследовало царское правительство и решением, принятым в 1811 году, — присоединить Выборгскую губернию к великому княжеству Фин­ляндскому.

Всё это повлекло за собой изменения как в поли­тической, так и в экономической жизни Выборга и всей губернии. Выборг по-прежнему оставался кре­постью, в нем размещался большой русский гарни­зон. Но русских чиновников в местном управлении заменили финские. В городе постепенно уменьша­лось русское население. Всё больше усиливалось влияние нарождавшейся финской буржуазии.

По мере развития капитализма в России, расши­рения ее торговли на Балтийском море возрастало значение Выборга, имевшего к тому же и выгодное географическое положение. Этому особенно способ­ствовало открытие в 1856 году 58-километрового Сайменского канала, который соединил с Выборгским заливом обширный бассейн озера Сайма — важней­ший лесопромышленный район Финляндии. Через причалы Выборгского порта проходили лесоматериа­лы, бумага, смола, деготь, рыба, кожа, молочные продукты, зерно, машины, уголь, нефть, мануфакту­ра и многие другие товары.

В 1870 году через Выборг была проведена желез­ная дорога, связавшая Гельсингфорс с Петербургом. Затем  железнодорожные   линии  соединили  Выборг с Иматрой, Сердоболем (ныне Сортавала). Торговля стала еще оживленнее. Вырастали заводы и фабри­ки. К началу XX века число промышленных пред­приятий в городе достигло 23. Возник ряд банков. Вновь усилился приток русского населения.

Менялся облик Выборга. Новая система оборо­нительных укреплений, вынесенная за город, дала возможность в 60-х годах прошлого века срыть сред­невековые крепостные стены. На месте старинных укреплений был разбит широкий бульвар — эсплана­да (теперь это парк имени В. И. Ленина в центре города). Лишь некоторые строения — Круглая баш­ня на Рыночной площади, бастион Панцерлакс у за­лива—были оставлены как исторические памятники.

Центральным стал район Рыночной площади. Здесь строились банки, дома городской знати. В 60-х годах Выборг получил осветительный газ, в 90-х годах — электричество, водопровод, телефон, в 1912 году — трамвайное сообщение. Появились но­вые школы, библиотеки, музеи, театр.

Однако всё это благоустройство касалось центра, где жили состоятельные люди. Рабочие и бедняки ютились на окраинах, в предместьях.

В 1870 году в городе было около 10 тысяч жите­лей, в 1900 году — более 25 тысяч, а в 1912 году — более 32 тысяч.

Категория: