Выборг университетский

И станут самые цари завидовать студентам...
А.С.  Пушкин

Лекции; работа, чтобы было чем заплатить за лекции; это страшное слово «сессия»... Нет уж, зависть царей явно не по адресу. Впрочем, есть и у студента хорошие времена. Скажем, когда экзамены благополучно сданы, а до принесения на алтарь Науки очередной курсовой еще масса времени. А значит, мож­но не суетиться и потратить час-другой на путешествие во вре­мени и пространстве с самой благой целью - за знаниями. Ведь, кажется, именно эта благородная цель избрана Вами, если в Ваших руках оказался этот сборник.
Итак, отсчитав назад чуть меньше пяти столетий, мы ока­жемся в тех далёких временах «мрачного средневековья», ког­да процесс передачи знаний от человека человеку приобрел ясную «конструкцию», сохранившуюся в общих чертах и сегод­ня под названием школа. В самом начале XVI века в семье бедного шведского рыбака родился сын Микаэль. Учился он в Виттенберге под руководством Мартина Лютера и Меланхтона, и, вернувшись на родину, привез сюда учение своего наставни­ка. Финский не был его родным языком, но Микаэль Агрикола настолько хорошо владел им, что перевел на него Новый Завет, а затем составил и напечатал самый первый финский букварь. Жизнь и смерть Агриколы были связаны с Выборгом. Здесь он часто бывал, недалеко отсюда, в поселке Муурила, он скончал­ся, возвращаясь из дипломатической поездки в Москву и был похоронен в Выборгском кафедральном соборе, получившем впоследствии по его имени название «Михайловского». А на­против нового городского собора, гордым готическим шпилем устремленного в небо, в парке рядом с почтамтом, поставили памятник великому просветителю. Во время войны памятника не стало, а несколько лет спустя и собор исчез с лица земли.

Но идти в школу воскресным утром? О, это убивает всю радость...
У. Блейк

Годы складывались в столетия. А в Выборге все еще не было школ. Появляются они лишь во второй половине восемнадцато­го века, а преподавание в них ведется на немецком языке. Это кажется удивительным, но немецкая диаспора, во все вре­мена довольно малочисленная, внесла неоценимый вклад в ста­новление культуры и традиций Выборга. Первая городская газета вышла на немецком языке, первый музыкальный коллек­тив был создан немцем, первые начальные школы также орга­низованы эмигрантами из Германии. Но уже в первой полови­не XIX века появляются и шведские учебные заведения. А в 1874 г. основан Шведский лицей. Русские и финские школы появятся немного позднее. Уже тогда остро встал вопрос о язы­ке, на котором ведется обучение. Для многоязычного города многоязычной страны эта проблема оставалась актуальной вплоть до середины только что ушедшего двадцатого века.
Система образования в Финляндии отличалась (да и теперь отличается) от принятой в нашей стране. Здесь начальная шко­ла более явно отделена от средней и профессиональной, а сам процесс обучения занимал прежде от 12 до 15 лет.
Помимо государственных широко распространены были ча­стные школы и пансионы. В Выборге таких было несколько, и самая известная из них была основана в 1853 году Карлом Гот-либом Бемом - кандидатом богословия, выпускником Дерптс-кого университета. В Бемскую папульскую школу ходили дети из русских, немецких, финских семей, приезжали ученики из дру­гих городов Финляндии и России. Только с развитием сети государственных лицеев в Выборге бемская школа стала посте­пенно угасать и была закрыта.
Количество выборгских школ стремительно растёт на рубе­же веков. В 1890-х годах их 10, в 1910-х - более 20, в 1930-х в городе 27 начальных и 12 средних учебных заведений. И каждое из них дарило своим ученикам «главное богатство и дорогое наследство на будущее» - родной язык.
А что до радости, которую, по мнению поэта, школа убива­ет, тут жаловаться не приходилось. Иначе почему с таким теп­лом вспоминают бывшие ученики шведского лицея, совместной финской школы, финского девичьего лицея, да и многих дру­гих выборгских школ о своем детстве? И почему книга, посвя­щенная Выборгскому классическому лицею (в здании которого теперь располагается гимназия, а сам лицей до сих пор суще­ствует в Коуволе), называется так просто и нежно: «Классика -школа моя».

Если те профессора, что студентов учат Горемыку школяра насмерть не замучат...
(из песен вагантов)

Перелистнем еще страницу. В почти идиллическую картину развития просвещения вмешались явления, совсем этому про­цессу не способствующие - революция и война. В Выборгском реальном училище произошла одна странная история. Кто-то из школяров принес опубликованный в «Финляндских известиях» декрет народного комиссара    просвещения А.В.  Луначарского, по которому в состав педагогического совета школы могут входить три делегата от совета учащихся. Преподаватели ВРУ и даже директор В.И. Рейхерт декрета прочитать не успели и были застигнуты врасплох, когда старшеклассники предъявили им уль­тиматум, требуя удовлетворения своих законных прав. Педаго­ги воспротивились. Но лицеисты сдаваться не хотели и призва­ли на помощь выборгский Военно-революционнный комитет. 3 делегата комитета явились на заседание педагогического со­вета и вынудили учителей сдаться. Так ученикам удалось дока­зать, кто в школе главнее.

Хоть бы с меня пример ты брал.
Я день-деньской читаю книжки,
Но разве кто-нибудь видал.
Что я грызу их как коврижки?
Вл. Ходасевич

И еще немного надо ска­зать об учебе. Как известно, она невозможна без книг. В Вы­борге книг было великое мно­жество. Библиотеки средних школ насчитывали до 14 тыс. томов, а городская библиоте­ка, построенная по проекту А. Аалто - более 150000. Немало книг печаталось в самом Вы­ борге. Первая городская типог­рафия открылась в 1815 году,    Архитектор Алвэр Аалто
а в 1936 г. их было уже 10. Располагая таким богатством, можно было получить не только среднее, но и высшее образование, тем более, что наставники в местных школах работали самого высокого профессионального уровня - профессора, доктора наук. Близость Петербурга и Хельсинки способствовала тому, чтобы многие выпускники поступали в столичные ВУЗы. Школой, дей­ствительно имевшей статус высшей, была Народная консерва­тория Эмиля Сивори. И все же, Выборг можно было назвать университетским гордом потому что, пройдя курс наук в самых престижных университетах Европы, выпускники здешних школ возвращались в родной город, чтобы строить его, украшать, умножать его богатства.
Сейчас, когда в Выборге появились отделения петербургс­ких институтов и академий, началась новая традиция. Выборгс­кое студенчество еще только формируется, но есть надежда, что именно с ним связано будущее нашего города. Прекрасное бу­дущее.

Автор: Мошник Ю.И.

Категория: