XIII век в Швеции называют не только «порой быстрого развития и роста», но и временем активного строительства церквей. Выборг, возникший в этот период, развивался как типичный средневековый город.
Его политическое значение в качестве важной пограничной крепости сочеталось с функцией центра религиозного просвещения региона. Уже в XIV веке минориты («меньшие братья», как они себя называли, или «серые братья», как называл их народ за цвет одежд) основывают в Выборге монастырь. Последователи Франциска Ассизского пользовались в народе огромной популярностью, орден их принимал множество дарений, которые расходовались на угодные Богу дела: устройство больниц, школ и приютов. Чуть позже в Выборг приходят доминиканцы - «черные братья», чтобы внести свою лепту в укрепление христианской веры. Монахи, не отвлекавшиеся военными походами и развлечениями, вели свое хозяйство более умело, чем рыцари. Новые типы упряжи лошадей, новые садовые и огородные культуры, более производительные орудия труда - все это появлялось в первую очередь в монастырских владениях и лишь потом распространялось по округе. По преданию, именно францисканцы принесли в Выборг рецепт знаменитого кренделя, составившего «гастрономическую» славу города. А доминиканцы, как истинные «фундаменталисты», получив в подарок от Карла Кнутссона Бунде кирпичный заводик, старательно укрепляли основы каменного города.
Долгое время монастыри оставались главными центрами науки, культуры и искусства: они задавали моду в архитектуре, книж-ной'иллюстрации, содержали монастырские школы, в которых учились дети знатных сеньоров. В свое время в выборгской церковной школе обучался Микаэль Агрикола, финский просветитель, впервые осуществивший перевод Нового завета на финский язык. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности, именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая различные эпохи. Факел знания, горящий в жаждущих душах, пронесен через века и по-прежнему ярок.
Автор:Волкова Л.Г.