Микаэль Агрикола

Микаэль Агрикола

«...Когда открыта в знанья будет дверь?»

9 апреля 1557 года, на пути из Москвы недалеко от Выборга скончался Микаэль Агрикола, «финляндский реформатор»

Считая главной целью своей деятельности распространение в среде народа духовного содержания лютеранства и за­нимаясь государственными делами, Агрикола волею судь­бы положил начало народному просвещению в Финляндии и, в конечном счете - становлению финского национального самосоз­нания. Гражданский подвиг М. Агриколы заключался в том, что он стал разработчиком финского алфавита и «пионером» пись­менного языка своей страны. Озаботившись переводом библии на язык своего народа, Агрикола тщательно изучил труды М. Лютера, взяв на вооружение его идеи простоты и образности изложения библейских текстов, что делало их понятными для народа. Но работу над переводом священных текстов пришлось отложить, так как финского письменного языка не существовало. Прежде, чем научить народ читать священные книги, надо было научить его просто читать на своем родном языке. В качестве основы, при создании письменного языка, М. Агрикола взял наи­более распространенные местные диалекты - язык, на котором говорили жители губернии Турку и карельский язык. Перед со­здателем стояла трудная задача: записать длинные финские сло­ва, используя известную ему немецкую, латинскую и греческую фонетику. В конце концов алфавит был создан, и в 1542 году появился первый финский букварь «ABC-kirja». В нем было всего 8   листов:   азбука   и    несколько   религиозных   текстов.
Но историческое значение этого издания колоссально: 1542 год считается годом создания финской письменности.
Вторая книга, переведенная М. Агриколой на финский язык, среди ученых считается первой энциклопедией Финляндии. Мо­литвенник «Rukouskirja Bibliasta» содержит 877 страниц.
Наконец, в опубликованном в 1548 году главном переводе - Новом завете, было 718 страниц и 96 рисунков. Наличие ил­люстраций поднимало ценность книги, так как делало тексты более доступными для понимания. В предисловии к Новому завету М. Агрикола написал: «Язык моего народа существовал всегда, своей же заслугой я считаю лишь перенесение этого языка на бумагу».

Штрихи к портрету

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона содержит сведения о семи выдающихся личностях по фамилии Агрикола. Среди них и «римский государственный муж и полководец» Гней Юлий Агрикола, живший в I веке нашей эры. И «один из влиятельнейших двигателей гуманистических учений» Р. Агри­кола, который в XV веке «старался поднять изучение древней классической литературы» и был к тому же «живописцем и му­зыкантом».
Мартин Агрикола (1486-1556 гг.) - «заслуженный немецкий музыкант и музыкальный писатель времен Реформации». В этом же качестве упомянут и Агрикола, живший в XVIII веке и тоже в Германии. Был даже Агрикола - профессор минералогии (XVI в.). Любопытно, что когда «наш» Агрикола отправился учиться в Виттенберг, к М. Лютеру, тогда же, в 1536 году там занял про­фессорскую кафедру его однофамилец Й. Агрикола, «один из самых деятельных и заслуженных по введению протестантской веры богословов». Правда, ссора с Лютером и его соратниками побудила этого Агриколу в том же году переселиться в Берлин в должности придворного проповедника и «генерал-супер-ин­тенданта». Возможно, тезки даже не встретились, но факт инте­ресный.
Микаэль Агрикола не только неутомимо трудился на пользу реформации, но принимал участие в политических событиях. В 1556 году он ездил в Москву в составе членов посольства Гус­тава Вазы. Эта миссия оказалась последней в его жизни. (В воспоминаниях И. Карпинского «О памятнике Микаэлю Агрикола в Вы­борге» (журнал «Наша жизнь», №4/ 238 за 1983 г.) приводится легенда, «расска­занная финским учителем истории», о том, что будто бы причиной внезапной болезни просветителя-«миссионера» на пути домой послужило немилостивое с ним обращение Ивана Грозного во время пребывания посольства в Москве. Буд­то бы Ивану Грозному показалось, что М. Агрикола отнесся к Великому Государю с «недостаточным уважением» и «был поучен немного батогами». Оскорбленное личное достоинство вкупе с сильной простудой привели дипломата к смертель­ному исходу.)

Выборгские страницы биографии

М. Агрикола родился и вырос в рыбацком селе Перная, неда­леко от города Ловиса, в простой семье. Десяти лет отец отправил его учиться в Выборг, где при монастыре «серых братьев» была тривиальная школа. После изучения грамматики, риторики и диа­лектики в выборгской школе Агрикола поехал в Турку, где посту­пил на службу в канцелярию епископа. Пройдя затем обучение в Витгенбергском университете (Германия) и усвоив идеи М. Люте­ра, в 1539 году Агрикола возвращается на родину и становится ректором Духовной академии в Турку. В 1544 году он занимает должность первого лютеранского епископа Финляндии.
Будучи исключительно деятельным человеком, М. Агрикола и умер «при исполнении». Смерть застала его в местечке Муурила (ныне Высокое), где он был похоронен. Через год, по распоряже­нию выборгского епископа, останки Агриколы были перевезены в Выборг и вновь похоронены. Таким образом, начало и конец жиз­ненного пути этого великого труженика сошлись в нашем городе. Место его последнего успокоения до сих пор точно не определено, потому что, как вспоминает светлой памяти бывший житель Вы­борга, художник и краевед Игорь Карпинский, «точных сведений нет, и подлинное место могилы неизвестно никому и у нас, и в Финляндии». «По слухам», пишет он, Микаэль Агрикола был по­хоронен в Кафедральном соборе выборгских епископов, постро­енном в 1494 году (совр. Руины на Подгорной ул.). «Какая пере­менчивая судьба досталась этой древней католической церкви! -восклицает автор. - Дважды делали ее лютеранской, дважды пра­вославной, дважды превращалась она в провиантский склад и, наконец, погибла под бомбами». К стыду нашему, сейчас это свя­тое место известно как «разбитка», с обширными помойками внутри и снаружи.
В 1913 г. в соборе был вскрыт пол и проведены раскопки, в ходе которых в одном из склепов обнаружились останки епископа с интересными предметами: тиарой, пастырским посохом со спи­ральным серебряным наконечником. Был и небольшой каменный щит с гербом. Тогда все думали, что найдены останки Агриколы. Но вывод, сделанный после изучения всего найденного, этого, к сожалению, не подтвердил. Тайна захоронения родоначальника финской письменной культуры осталась неразгаданной.
Где живет память
3 декабря 1893 года в Выборге была освящена церковь, постро­енная «к югу от Эспланады» по проекту архитектора Эдуарда Диппеля в стиле модной тогда кирпичной готики. После пере­носа в 1925 году епископства в Выборг это «неоготическое творение» стало новым Кафедральным собором. По некоторым све­дениям Собор носил имя М. Агриколы, поскольку с 1908 года у Главного входа со стороны Крепостной улицы располагался за­мечательный памятник просветителю работы Эмиля Викстрема, скульптора с европейским именем. Точная бронзовая копия бю­ста Агриколы, отлитая из той же выборгской формы, стоит сей­час на родине героя нашего повествования, в Пернае (Финлян­дия).
А выборгский па­мятник исчез во вре­мя Зимней войны. При отступлении финны закопали его в песок, но найти ничего пока так и не удалось. Исчез и но­вый Кафедральный собор, «чей узкий шпиль был виден повсюду» - в начале 1950-х гг. Туомио-киркко (финское на­звание) разобрали за ненадобностью. О «возвышенном» сей­час напоминает только небольшой холм в парке за биб­лиотекой Аалто, пе­ред зданием Глав­почтамта.
Выходящая   под прямым  углом   на Крепостную совре­менная улица  Пуш­кина раньше именовалась улицей Агриколы. Такое чередова­ние великих имен символично.
Поверим в это и мы.
Бюст М. Агриколы в фойе библиотеки - знак надежды. Ведь Микаэль Агрикола верил, что «... день придет, когда открыта в знанья будет дверь. И недруг мой поймет тот дар. Который он отверг теперь»

Автор: Волкова Л.Г.

Категория: