Истоки шведской государственности

Процесс становления шведского государства издавна явля­ется  предметом  споров.   Представители одной  научной  школы утверждают,   что   первое объединение  произошло еще до  800 года  и даже  раньше  -   в VI   веке.   По  мнению других,   истоки шведской  государственности кроются в  конце первого тысяче­летия нашей эры. Недостаточное количество относящихся к тому времени   письменных   источников   и   археологических  данных делает затруднительным  для   историков   восстановление  канвы событий или процессов, которые привели к возникновению го­сударства. Превращению «конгломерата крупных или мелких тер­риторий»,  управляемых местными  «авторитетами»,   какой была Швеция в начале  эпохи викингов, в единое государство, нема­ло способствовало распространение   христианства - новой   ре­лигии,   пришедшей   на  смену язычеству.   Как  пантеон  богов  и божков заменился единым богом, так и разрозненные местные правители   -   стурманы   («богатые люди»)   и   конунги   (местные короли)    объединились  под властью единого  правителя.   Пер­вым,  о ком  можно более или  менее уверенно сказать,  что он правил  всей  Швецией,  был король Улоф Шетконунг (рубеж XI в.).  Правда, при его преемниках страна неоднократно распада­лась на различные области,    и лишь со второй половины XIII века устанавливается   власть действительной    центральной  ад­министрации,  охватывающая  всю страну.

XIII век становится для Швеции порой быстрого развития и роста. Распахиваются новые земли, урожайность повышается. Налаживается торговля, основываются новые города. Ремеслен­ники и торговцы (изначально в основном немецкого происхож­дения) образовывают новую социальную группу - городское бюр­герство. XIII век отличается также строительством церквей. Страна делится на приходы, каждый из которых строит свою церковь, часто из камня. Каноническое церковное право, признанное по­всеместно, начинает оказывать свое влияние на светское право­вое мышление, например, в части землевладения. Землю, быв­шую раньше безраздельной собственностью семьи или рода, теперь можно было завещать также церкви. Духовенство и зем­ли церкви освобождается от светских налогов. Возникает духов­ная знать. И король, и знать окружают себя свитами слуг и воинов. Члены знатных семейств и зажиточные крестьяне пред­почитают служить королю с оружием в руках, вместо того, что­бы платить разного рода подати, освобождавшие их как от военной службы, так и от повинности кормления. Таким обра­зом, во второй половине XIII века возникает и светская знать. Центральная власть во главе с королем принимает более четкие очертания. Создается Королевский совет (риксрод), в который входят дротс (главный судья или министр юстиции), маршал (военный министр) и канцлер (министр финансов, отвечающий и за администрацию). Появляется и такой субъект власти, как ярл - командующий военно-морским ополчением, ледунгом. Королевство делится на феодальные области (лены). Центром каждого лена становится крепость или замок, откуда королевс­кие наместники управляют областью и собирают налоги. Изда­ются обязательные для всей страны законы, гарантирующие лич­ную безопасность подданных.

Таким образом, только с образованием шведского государ­ства как единого целого, установкой всех его взаимосвязей «из­нутри», мы можем говорить о шведской внешней политике. В соседних со Швецией странах в это время происходят большие перемены, к которым шведское правительство должно было оп­ределить свое отношение. Речь идет о германской колонизации Балтики и о росте германской торговой гегемонии в районе Бал­тийского моря (Ганза), во-первых. Во-вторых, часть Балтийско­го региона территориально входит в «зону русского влияния». В это время (20-50-е гг. XIII века) на русское государство, страда­ющее от раздробленности, обрушиваются монголо-татарские орды. Центр тяжести государственных интересов сдвигается в азиатском направлении, а «русская Балтика» и прилегающие к ней территории (земли Карельского перешейка в том чис­ле) становятся ареной борьбы между Швецией и Новгоро­дом.   Обычно   говорят  о  трех   крестовых   (завоевательных) походах на земли Финляндии, Карельского перешейка. Первый был предпринят во времена Эрика Святого (1156 г., основание г. Або - ныне Турку), второй - в период правления Биргера Ярла (1249 г.) и третий - в   1293 году.

Категория: