Процесс становления шведского государства издавна является предметом споров. Представители одной научной школы утверждают, что первое объединение произошло еще до 800 года и даже раньше - в VI веке. По мнению других, истоки шведской государственности кроются в конце первого тысячелетия нашей эры. Недостаточное количество относящихся к тому времени письменных источников и археологических данных делает затруднительным для историков восстановление канвы событий или процессов, которые привели к возникновению государства. Превращению «конгломерата крупных или мелких территорий», управляемых местными «авторитетами», какой была Швеция в начале эпохи викингов, в единое государство, немало способствовало распространение христианства - новой религии, пришедшей на смену язычеству. Как пантеон богов и божков заменился единым богом, так и разрозненные местные правители - стурманы («богатые люди») и конунги (местные короли) объединились под властью единого правителя. Первым, о ком можно более или менее уверенно сказать, что он правил всей Швецией, был король Улоф Шетконунг (рубеж XI в.). Правда, при его преемниках страна неоднократно распадалась на различные области, и лишь со второй половины XIII века устанавливается власть действительной центральной администрации, охватывающая всю страну.
XIII век становится для Швеции порой быстрого развития и роста. Распахиваются новые земли, урожайность повышается. Налаживается торговля, основываются новые города. Ремесленники и торговцы (изначально в основном немецкого происхождения) образовывают новую социальную группу - городское бюргерство. XIII век отличается также строительством церквей. Страна делится на приходы, каждый из которых строит свою церковь, часто из камня. Каноническое церковное право, признанное повсеместно, начинает оказывать свое влияние на светское правовое мышление, например, в части землевладения. Землю, бывшую раньше безраздельной собственностью семьи или рода, теперь можно было завещать также церкви. Духовенство и земли церкви освобождается от светских налогов. Возникает духовная знать. И король, и знать окружают себя свитами слуг и воинов. Члены знатных семейств и зажиточные крестьяне предпочитают служить королю с оружием в руках, вместо того, чтобы платить разного рода подати, освобождавшие их как от военной службы, так и от повинности кормления. Таким образом, во второй половине XIII века возникает и светская знать. Центральная власть во главе с королем принимает более четкие очертания. Создается Королевский совет (риксрод), в который входят дротс (главный судья или министр юстиции), маршал (военный министр) и канцлер (министр финансов, отвечающий и за администрацию). Появляется и такой субъект власти, как ярл - командующий военно-морским ополчением, ледунгом. Королевство делится на феодальные области (лены). Центром каждого лена становится крепость или замок, откуда королевские наместники управляют областью и собирают налоги. Издаются обязательные для всей страны законы, гарантирующие личную безопасность подданных.
Таким образом, только с образованием шведского государства как единого целого, установкой всех его взаимосвязей «изнутри», мы можем говорить о шведской внешней политике. В соседних со Швецией странах в это время происходят большие перемены, к которым шведское правительство должно было определить свое отношение. Речь идет о германской колонизации Балтики и о росте германской торговой гегемонии в районе Балтийского моря (Ганза), во-первых. Во-вторых, часть Балтийского региона территориально входит в «зону русского влияния». В это время (20-50-е гг. XIII века) на русское государство, страдающее от раздробленности, обрушиваются монголо-татарские орды. Центр тяжести государственных интересов сдвигается в азиатском направлении, а «русская Балтика» и прилегающие к ней территории (земли Карельского перешейка в том числе) становятся ареной борьбы между Швецией и Новгородом. Обычно говорят о трех крестовых (завоевательных) походах на земли Финляндии, Карельского перешейка. Первый был предпринят во времена Эрика Святого (1156 г., основание г. Або - ныне Турку), второй - в период правления Биргера Ярла (1249 г.) и третий - в 1293 году.