Деловой Выборг

Выборг сформировался как торговый город: история раз­вития торговли в нем как минимум на 500 лет старше, чем история развития промышленности. Указом шведско­го короля Эрика Померански Выборг получил в 1403 году права города. Это давало разрешение торговать с другими странами, и в первую очередь, с теми, кто входил в Ганзейский союз не­мецких городов, объединяющий около сотни городов. Развитие торговли в Выборге было предопределено исключительно вы­годным географическим положением города у самой границы с Россией и на перекрестке сухопутных и морских торговых пу­тей. Торговые фирмы и объединения города начали склады­ваться в конце XVIII в., широкое развитие получила кооперация, и большинство торговых и промышленных объединений со­здавалось на паевых основах. Здесь находились филиалы мно­гочисленных трестов и финансовых учреждений.

Крупнейшие коммерческие предприятия города и губернии принадлежали, как правило, шведским и немецким родам. На рубеже XVII - XIX в.в. начинают складываться торговые динас­тии, которые постепенно помимо своей основной коммерческой деятельности обращаются и к промышленному производству. Не­которые такие фирмы существуют и сейчас, хотя зачастую новые их владельцы уже не имеют отношения к фамилии основателя компании.

Ведущее место среди торгово-закупочных фирм имело осно­ванное в 1780 году предприятие Хакмана, иммигрировавшего в 1777 г. из Бремена. Компанией Хакмана были созданы газовая компания в Хельсинки, сахарный завод, пароходное акционер­ное общество Финляндии (современное Effoa). Следует отметить и основ_анный в 1868 г. П.Старкйоханом и компаньоном магазин, который постепенно монополизировал торговлю скобяными то­варами в Восточной Финляндии, а затем и по всей стране (после войны предприятие было перевезено в Лахти). Наиболее извес­тной фирмой по оптовой торговле считалась фирма «Хякли, Лал-лука и К». Кстати сказать, коммерческий советник Юхо Лаллука стал известным меценатом и членом многих городских обществ Его супруга Мария Лаллука завещала Выборгу средства на стро­ительство городской библиотеки.
Среди торгово-закупочных фирм, имеющих собственные предприятия, хорошо известна была фирма, основанная в Вы­борге в 1916 году Хейкки Хеллманом (Хелкама); она специали­зировалась на машинной торговле - от бытовой техники до ав­томобилей - а после войны стала производить велосипеды и радио. Сейчас «Хелкама Форсте» - крупный финский концерн открывший 14 мая 1998 г. отделение в Выборге.

Большой вклад в развитие городской экономики внес род Альфтанов. Их оптово-закупочная фирм была широко известна и за предела­ми Выборга и специализирова­лась на колониальных товарах. Фердинанд Альфтан, кроме того, был председателем вы­боргского союза парусного спорта, членом муниципалите­та, а Тони Альфтан - извес­тной художницей.

В начале XX в. Выборг выг­лядел уютным, благоустроен­ным европейским городом. В 1860 г. он получил газ, в 1893 -водопровод, в 1890-е гг. - элек­тричество и телефон. В 1912 г. -трамвай. В целом, в 1920 г. в городе действовало 1488 тор­говых точек, включая магазины, лавки, кафе и рестораны. На 1939 год в Выборге было:

• Магазинов различных товаров

161

• Тканей и бытовых товаров

105

и бытовых товаров

105

• Молочных

77

• Мясных и колбасных

51

• Обувных

34

• Часов и ювелирных изделии

33

• Канц.товаров

28

• Механических двигателей

17

• Радиотоваров

17

Кроме того, в Выборге действовало 29 кафе, 18 ресторанов, 14 столовых, 14 домов для туриаов и 5 отелей. Помимо торговых точек. В городе шла активная торговля на Торговой (Рыночной) площади и площади Красного колодца.
Промышленность Выборга, как уже говорилось, значительно моложе своей коммерческой «сестрички»; тем не менее к концу первой трети XX в. город давал 6% валовой продукции Финлян­дии (5 место). На мировом рынке Финляндия была представлена в основном в области бумажной и деревообрабатывающей промышленности, основанной на использовании естественных богатств страны и не забиваемой иностранной конкуренцией. Выборг по праву занимал место ведущего в стране экспортера пиломатериа­лов. Так, например, в 1860 году через него было вывезено свыше 123 тыс. дюжин досок и брусьев, что составило 27% всего экспорта пиломатериалов Финляндии. Уже тогда в Выборгской губернии было:

  • В 1879 г. - 16 лесопилен (7 водяных и 9 паровых);
  • В 1903 г. - 74 лесопильни (16 водяных и 58 паровых);

А по данным 1973 года в Энсо находился крупнейший в стране концерн «Энсо-Гутцейт» с акционерным капиталом 324 млн. марок, владевший 500 тыс. га лесов и дающий в год 300 тыс. тонн древес­ной массы, картона и пр. В концерне было занято 16000 рабочих.

Значительным источником доходов городской казны был мор­ской порт, один из крупнейших в стране. По размерам товарообо­рота порт Выборга занимал 3-4 место в Финляндии, отставая зна­чительно лишь от столицы страны - Хельсинки. Корабельная верфь существовала в Выборге с 1893 г., и строились на ней паровые суда, ходившие, в частности, по Ладожскому озеру. На начало XX в. губерния имела 1149 судов (127 паровых и 1022 парусных); из них 301 судно находилось в Выборге.

Кроме ведущей, лесопильной промышленности, в Выборге и губернии были представлены такие отрасли как писчебумажное, горнодобывающее, стекольное, химическое, табачное, керамичес­кое производства и пр. Промышленность в Выборге была нацеле­на на внутренний рынок, развивалась в рамках мелкого и средне­го производства, использовала местное сырье и ресурсы.
Покидая Выборг в марте 1940 г., финны оставили многие пред­приятия в рабочем состоянии. В 1940 году здесь было 2 мельком­бината, пивоваренный завод, мясокомбинат, молочный комбинат, мыловаренный и парфюмерный заводы, завод по производству маргарина, табачная и кондитерская фабрики, хлебокомбинат, завод по добыче минеральных вод, рубероидный, кирпичный, лесопильный и деревообрабатывающий заводы, судостроитель­ный и судоремонтный заводы, швейно-обувная, трикотажная и тарная фабрики. Предприятия легкой промышленности также были представлены шляпной и перчаточной фабриками, ателье по по­шиву брюк Джона Линдгрена, двумя ателье по пошиву костюмов и др., в городе действовало несколько типографий.
СТАТИСТИКА. 1850 Г.: Среди 4880 жителей было 142 купца, 34 торгующих мещанина, 15 корабельных шкиперов, 81 купе­ческий матрос, 56 ремесленников и мастеров, у которых обуча­лось 149 учеников. Купеческий флот города насчитывал 14 су­дов грузоподъемностью 1816 ластов и 2 парохода. Кроме того, имелось значительное количество более мелких судов, которые плавали не только вдоль побережья Финляндии, но и добира­лись до России, Швеции.

Автор: Мошник Ю.И.

Категория: